Общее·количество·просмотров·страницы

12 мая 2012 г.

Новый подход к анализу рейтинговых показателей



Способность к анализу не следует смешивать с простой изобретательностью, ибо аналитик всегда изобретателен, тогда как не всякий изобретательный человек способен к анализу.
Эдгар Алан По

Последние несколько лет/выборов главным показателем для избирателей и некоторых (не сильно профессиональных) избирательных штабов главным показателем успеха той или иной партии измерялся в рейтинге. После того как стало популярно покупать себе «результат» у соцслужб, верить окончательно стало некому. Тут приходит на ум старая присказка: «Есть ложь, страшное враньё и прогноз погоды, а ещё есть социологические срезы».
В этой ситуации становится жаль не только рядовых избирателей, но и социологов, которые по-настоящему «болеют» за своё дело. Штабы не жалко вообще, как-то нет чувств к плохому профессионализму.
Рейтинги всё ещё остаются мощным инструментом для анализа своих стартовых, промежуточных и окончательных позиций. А если их рассматривать в комплексе с другими показателями, то также можно оценить свои перспективы в наращивании избирательного потенциала. В этой статье я рассмотрю 1 из вариантов увеличения политической «популярности». По классике начну с целевой аудитории и новых технологий.
Но для начала давайте посмотрим на ситуацию, которая складывается в апреле-мае 2012 накануне выборов в октябре.
В исследовании были использованы данные, которые опубликовали ведущие социологические центры Украины: Центр Разумкова (результаты опубликованы 02.04 и исследование, проведённое 14-19.04), Research & Branding Group (результаты опубликованы 11.04.), социологическая группа «Рейтинг» (результаты от 03.04.), Киевский Международный Институт Социологии (результаты от 04.04.), Общественный центр массовых коммуникаций (результаты от 01.05.).

Общая картина вышла следующей:

Стоит пройтись по каждой партии из этого списка отдельно.
Партия Регионов. Рейтинг колеблется от 16,5% до 19,5%. Зазор достаточно серьёзный, который даже выбивается из социологической погрешности. Выводы можете делать сами. Наиболее часто поднимаемые темы: выполнение бюджета, в апреле сообщили вообще о профиците, что не удивительно при таком фискальном прессе, который сейчас осуществляется на предпринимателей.
Партия «Батьківщина». Рейтинг от 10,7% до 16,5%. Здесь зазор ещё серьёзнее, что скорее говорит о нестабильности и отсутствии желания работать у оппозиционеров, чем о подтасовках и искусственном снижении. Средний же рейтинг остановился на 14,4%. Пока новых тем кроме освобождения Юлии Тимошенко и «преступной власти» эта сила придумать не может.
Партия «Фронт Змін». Средний рейтинг 8,5% при сильном колебании от 7,3 до 9,5%. В абсолютных числах может это и не много, но на конечном результате может очень сильно сказаться. В темах эта сила ещё менее изобретательна, чем предыдущие оппозиционеры: преступная власть и освободите Вили… простите… Юлю. Наверно поэтому очень сильно начинают раскручивать тему с объединением списков. Уже много экспертов высказались по поводу низкой результативности этой затеи. Скажу и я. Посудите сами: в сумме они набирают уже сейчас до 23%, если брать объединённые списки, то их общий рейтинг моментально падает до уровня 18% (по исследованию Центра Разумкова 14-19.04. этот вариант набирает 19,6%).
Посвящу отдельный абзац этой проблеме. Как мы помним, что по старой доброй традиции в Украине голосуют «за меньшее зло», то есть не за кого-то, а против другого. Таким образом после выборов Президента 2010 у нас в стране было потенциально 48% тех, кто не любил Виктора Януковича и 49% тех, кто не любил Юлию Тимошенко. Если верить Центру Разумкова, то в начале этого года Януковича уже нелюбили 64,6% населения, а Тимошенко 54,9%. То есть у «Батьківщини» потенциальный максимум 45,1%, а у «Фронта» 54,1% (не поддерживают Яценюка 45,9%). Таким образом, «люфт» «фронтовиков» потенциально выше. Объединяясь с силами Тимошенко, они не получают среднее значение. Они накладывают «хейтеров» (грубое, но точное слово) Тимошенко на «хейтеров» Яценюка. В итоге их потенциальный максимум в районе 25% (неточный подсчёт, но я думаю всё понятно).
Партия «УДАР». От 4,5% до 8,5%. Средний рейтинг вышел у меня 6,8%. В преддверии выборов у политпартии Виталия Кличка есть все шансы повторить черниговский уровень в 7,7%, но уже по всей Украине. Возможно даже замахнуться на 10%. Здесь уже как сыграет позиционирующая политика и стратегия предвыборного штаба. Мы до конца не можем сказать про источники финансирования этого проекта и его задачи, но пока темы у них самые свежие: да, власть плохая, но «мы» - взаимодействуем с обществом и имеем самостоятельную позицию; да, Тимошенко стоит выпустить, но это не главное. Пока я нахожу очень много общего между этой кампанией и кампанией Тигипко и «Сильная Украина» 2010. Немного настораживает.
ВО «Свобода». От 2,5% до 3,9%. Очень высокий потенциал у пока единственной идеологической партии на выборах. Их идеи немного походят на коммунистические (все равны, общее хозяйство и национализация всего), но я не считаю это плохим. Это позиция.
КПУ. Одна из самых стабильных партий ВРУ. Когда им было нужно 3%, они набрали 5,5%. Когда им нужно 5%, они набирают 5,5%. Коммунисты в этой стране не кончатся никогда.
Громадянська позиція. Осколок «Нашей Украины» почему-то очень полюбился киевлянам и жителям мегаполисов, но это не отобразилось сильно на рейтингах – от 1,1% до 2,8%. В селе пока ещё не готовы к псевдоинтеллектуалу с армейской закалкой.
Украина – вперёд! Очень загадочный проект, который скорее всего является заказом партии власти на отщепление рейтинга оппозиции. Очень общие слоганы, сконцентрированные вокруг главной мысли: «Новые лица!». Вот только новое лицо уж очень внешне напоминает Юлию Владимировну. Рейтинг очень похож на заказной – 0,7-4,0%. Хотя для начинающей партии (как переименованную УСДП можно назвать начинающей?) это довольно закономерный рейтинг.
Ещё у меня есть 2 партии: УНП и их стабильные 0,2-0,3% и молодая и амбициозная «Демократический Альянс» (до 0,1%). Но они обе на столько незначительны в своих показателях, что в тот список я их не включал.
В итоге у нас получается следующая картина: на данный момент 5%-ный барьер преодолевают 5 партий – Партия Регионов, Батьківщина, Фронт Змін, УДАР, КПУ. Но на этот поезд могжет ещё вскочить ВО Свобода. Комплект полный: лево-центристы, лево-центристы, право-центристы, центристы, ультралевые и, возможно, ультраправые.

Теперь к сути исследования. Один из инструментов анализа рейтинговых показателей – Интернет. Пока там ещё не научились делать полностью честные голосования, но те результаты, которые я взял считаю достаточно показательными.

 Для исследования были взяты данные из четырёх источников: соцсети Вконтакте и Facebook, сайты с опросниками kandydat2012.livetoday.org.ua и агенство Независимых Бизнес Новостей (НБН). Данные довольно разные, но я их свёл к процентным показателям и вот что в сумме получилось:


Как видите, показатели достаточно разные, а главное отличающиеся от классических рейтинговых показателей. Таким образом можем увидеть на сколько популярны среди пользователей Интернета те или иные политические силы.
Почему это важно? Давайте посмотрим на аудиторию этих опросов: Как известно, в социальных сетях и на интернет-сервисах большинство посетителей возрастной группы от 18 до 24 лет.
Во Вконтакте – это 38% аудитории (примерно 8,85 млн человек).
В Facebook – это 28% аудитории (примерно 550 тыс человек).
В Украине же по данным Госкомстата – это 15,5% населения (примерно 7,13 млн человек). То есть это критическая малоактивная масса населения, которая может обеспечить победу на выборах практически любой партии.
Давайте отвлечёмся. Почему интернет-маркетинг сейчас очень интересен и перспективен? Потому что к нему почти никто не обращается. Продвигался в сети пока только Тигипко в далёком 2010. теперь пора ждать Кличка. Даже Медведчук с его псевдоинтернет проектом не делают ничего относящегося к интернет-продвижению.
Если говорить о потенциальных успехах этого направления, то стоит привести несколько уже почти классических случая.
Кампания продвижения Барака Обамы 2008 года считается одной из самых удачных в мире и, пожалуй, самой удачной среди политиков. Её целью была не только популяризация, но сбор средств на предение избирательной кампании. Через свой сайт Барак Обама собрал около $ 200 млн, с рекордными $ 55 млн, которые подняли только в феврале, или почти $ 2 млн в сутки.
Революция в Египте организована через Facebook. Первые демонстрации были организованы через всемирную социальную сеть.
Популяризация идей российской оппозиции через ресурс Livejournal.ru. Раскрутка “нового политика” Алексея Навального и продвижение Михаила Прохорова тоже проводились через эти ресурсы и развлекательные сайты.

Возвращаемся обратно к партиям.
Партия Регионов. Рейтинг в 4,3% интернет-аудитории совершенно не беспокоит руководство. Не та целевая аудитория. А учитывая количество ПРоненавистников, так появление в Сети будет очень дорого стоить партии власти. Потенциал набора голосов очень низкий, продвижение – не требуется.
Батьківщина. Всё то же самое, что и в предыдущем случае. Не делается ровным счётом ничего. Продвижение отсутствует, заинтересованности не видно. Места для скачка – нету, а учитывая, что целевая аудитория партии значительно старше «этих ваших Интернетов», то и смысла очень мало в подобном продвижении. Вот и рейтинг в 7,6% - дань оппозиционности.
Фронт Змін. Здесь немного получше. Но видно, что команда меняется с завидной регулярностью. Так как группа Вконтакте созданная ещё под общественную инициативу Арсения Петровича всё ещё имеет логотип первого поколения. Рейтингу есть куда расти, но, мне кажется, до этого нет никому дела.
УДАР. Вот и нормальный результат 12%. Рост вполне возможен при правильном использовании. Ещё Виталию Владимировичу не мешало бы завести себе Твиттер или страницу на Facebook’е, а то как-то не полная интеграция в общество происходит.
Громадянська позиція. Вот тут как раз и есть и место для скачка, и возможность. Как я говорил, Анатолий Степанович очень популярен в мегаполисах и просто крупных городах, где уровень пользования Интеренетом значительновыше. Так что 7% поддержки в Сети могут трансформироваться в дополнительные 0,8-1% в реальности, а это повод выторговать себе условия работы получше, а чего и гляди – место в Парламенте.
ВО Свобода. Очень уверенная работа, но скорее за счёт энтузиазма рядовых членов партии. Я вообще считаю, что Свобода – это уникальное в украинском политикуме явление. Эту силу делают снизу рядовые идейные члены. И верхушка не всегда в курсе своих возможностей. Почти 40% поддержки в Интернете – это не шутки. Это очень серьёзный ресурс. Развиваться есть куда, да и реклама не будет раздражать при умеренном радикальном подходе.
КПУ. Самый интересный для меня участник исследования. Партия, которой пора играть в игры для большей своей выгоды. Среди 11,4% поддержавших есть определённый процент людей, проголосовавших «по приколу». Очень мало кто будет серьёзно и осознано голосовать за слоган, внимание, коммунистической партии: наш выбор – социализм! Надо доводить количество бессознательно голосующих, в том числе и по приколу, до максимума.
Демократический Альянс. Единственная партия, у которой: 1) есть ссылки с сайта на соцсети; 2) количество поддержавших больше членов партии; 3) есть позитивные отзывы от известных людей. Но радоваться этому ещё рано. Огромный кусок работы не сделан. А рейтинг выше, чем у Регионов (5,9% против 4,3%), скорее активность молодых членов партии, чем политический успех.
УНП. И тут не изменили в стабильности. 1,3%. Хотя чего ждать от партии, у которой аудитория… я даже не знаю кто. Очень сознательные патриоты-интеллегенция, которая никогда активностью не выделялась.
Украина – вперёд! Дутые рейтинги перекочевали и сюда только внятное присутствие на Facebook’e обеспечило этой партии 3% в моём сведённом рейтинге. Ни на одном другом ресурсе этот проект не поддерживают. А ещё у новых лидеров не складывается с сайтом - он до сих пор УСДП-шный.



К каким выводам мы можем прийти?
ВО Свобода уже захватила свою аудиторию
Партия Регионов знает свою целевую аудиторию и работает с ней
УДАР имеет огромный потенциал в Интернете, так как стратегия, подобная «Сильной Украине», оправдала себя в 2010
Оппозиционные силы не обращаются к новым стратегиям и технологиям.
Демократический Альянс достиг своего максимума в сети. Пора заниматься новой целевой аудиторией

Я повторю свою мысль из начала этого трактата: Комплексный подход к изучению рейтинга очень может помочь не только при прогнозировании результата, но и при выделении целевой аудитории, определении стратегии развития и, главное, позиционировании.
До встречи!


Илья И
КМП

Комментариев нет:

Отправить комментарий